Как воспроизвести в учете компании плату в системе "Платон" в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам всеобщего употребления федерального значения средствами передвижения, имеющими разрешенную большую массу свыше 12 тысячь киллограм?
На балансе компании числится транспорт с разрешенной большой массой 18 тысячь киллограм, применяемый ею для транспортировки груза. Для определения маршрута движения средства передвижения по дорогам всеобщего употребления федерального значения компанией используется бортовое устройство, представленное бесплатно оператором. Согласованная сторонами в контракте бесплатного пользования цена бортового устройства - 2000 рублей. Перед выпуском транспорта в рейс оператору перечислен платеж в сумме 50 000 рублей. По результатам рейса в январе 2016 г. транспортом пройдено по дорогам всеобщего употребления федерального значения 740 км. Вследствие этого оператором начислена плата в сумме 1131,68 рублей.
Компания при исчислении налога на прибыль использует метод начисления.
нормативно-юридическое регулирование
С 15 ноября 2015 г. движение средств передвижения, имеющих разрешенную большую массу свыше 12 тысячь киллограм, по дорогам всеобщего употребления федерального значения разрешается в случае введения платы в счет возмещения вреда, причиняемого трассам указанными средствами передвижения (п. 1 ст. 31.1 закона от 08.11.2007 нормативно 257-ФЗ "Об дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о введении изменений в обособленные законы РФ" (потом - Закон N 257-ФЗ), п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 6 закона от 06.04.2011 N 68-ФЗ "О введении изменений в Бюджетный кодекс РФ и обособленные законы РФ") <*>, <**>.Данная плата (в отношении российских транспортировщиков) уплачивается собственниками (владельцами) средств передвижения и зачисляется в бюджет страны (п. 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).
Размер платы, и режим ее взимания устанавливаются Руководством РФ (п. 8 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).
С целью реализации данной нормы Распоряжением Руководства РФ от 14.06.2013 N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого трассам всеобщего употребления федерального значения средствами передвижения, имеющими разрешенную большую массу свыше 12 тысячь киллограм" (потом - Распоряжение Руководства РФ N 504) установлен размер платы, одинаковый 3,73 рублей. на один километр пути, который подлежит ежегодной индексации (п. п. 1, 2 Распоряжения Руководства РФ N 504). Наряду с этим до 29 февраля 2016 г. включительно к размеру платы используется коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. включительно - 0,82 (п. 2 Распоряжения Руководства РФ от 03.11.2015 N 1191 "О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам всеобщего употребления федерального значения средствами передвижения, имеющими разрешенную большую массу свыше 12 тысячь киллограм").
PPT.RU рекомендует:
Все схемы проводок - в системе Консультант Плюс: Корреспонденция Счетов
Взимание платы выполняется с применением системы взимания платы, предметом которой является бортовое устройство, дающее при помощи методик спутниковой навигации ГЛОНАСС либо ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения средства передвижения по трассам всеобщего употребления федерального значения (п. п. 2, 3 Правил).
Данное бортовое устройство даётся оператором владельцу средства передвижения, заблаговременно произведённого регистрацию в реестре средств передвижения системы взимания платы, на бесплатной основе (в случае если владелец не применяет стороннее бортовое устройство, подобающее притязаниям Минтранса Российской Федерации) и закрепляется за средством передвижения (п. п. 2, 5, пп. "б" п. 6 Правил). В пересматриваемой ситуации компания применяет бортовое устройство, полученное от оператора.
Введение платы оператору выполняется до начала движения в сумме, конкретном исходя из протяженности планируемого маршрута движения средства передвижения и размера платы, установленного Распоряжением Руководства РФ (п. 7 Правил).
При движении средства передвижения, за которым закреплено бортовое устройство либо стороннее бортовое устройство, по трассам всеобщего употребления федерального значения плата считается при помощи системы взимания платы на базе данных, полученных от бортового устройства либо стороннего бортового устройства в автоматическом режиме (абз. 2 п. 7 Правил).
Оператор в отношении всякого произведённого регистрацию средства передвижения в реестре: перечисляет в доход бюджета страны денежные средства, занесённые владельцем средства передвижения в качестве платы на базе произведенных с применением системы взимания платы расчетов (пп. "а" п. 6 Правил); ведет персонифицированную запись владельца средства передвижения, содержащую конкретную данные, например маршрут, пройденный средством передвижения с привязкой ко времени (дате) начала и завершения движения средства передвижения по маршруту, операции по перечислению оператором в доход бюджета страны денежных средств (абз. 1, 2, 5 пп. "в" п. 6 Правил).
Бухучет
Бортовое устройство, полученное в бесплатное пользование от оператора, учитывается компанией на забалансовом счете. Потому, что Инструкцией по употреблению Замысла счетов бухучета финансово-бизнес активности компаний, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, не установлен обособленный забалансовый счет для учета такого имущества, компания может или принимать в расчет его на счете 001 "Снятые в аренду основные средства" в оценке, упомянутой в контракте бесплатного пользования, или открыть для его учета обособленный забалансовый счет, к примеру 013 "Имущество, полученное в бесплатное пользование".Сумма заблаговременно занесённой оператору платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам всеобщего употребления федерального значения средствами передвижения, не является расходом и отражается в составе дебиторской задолженности (п. п. 3, 16 Положения по бухучёту "Затраты компании" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 33н).
Затраты в виде платы в счет такого возмещения вреда относятся к расходам по простым видам деятельности и учитываются в сумме, определяемом оператором системы взимания платы на базе данных, полученных от бортового устройства (п. п. 5, 6, 7 ПБУ 10/99).
Затраты признаются при присутствии условий, конкретных п. 16 ПБУ 10/99, в том отчетном сроке, в котором исполнен рейс (п. 18 ПБУ 10/99).
Напомним, что таковой обстоятельство хозяйственной жизни, как признание расхода в виде платы в счет возмещения вреда, причиненного трассам всеобщего употребления федерального значения средствами передвижения, подлежит оформлению подобающими первичными документами (ч. 1, 3 ст. 9 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (потом - Закон N 402-ФЗ)). Таким документом могут быть отчётность оператора либо выписка по лицевому счету владельца средства передвижения, произведённого регистрацию в реестре средств передвижения системы взимания платы (в случае если оператор не предоставляет отчётность).
Бухгалтерские записи по пересматриваемым операциям производятся согласно с Инструкцией по употреблению Замысла счетов и приведены ниже в таблице проводок.
Налог на прибыль компаний
Согласно точки зрения Министерства финансов Российской Федерации, получение от оператора в бесплатное пользование бортового устройства, при помощи которого выполняется взимание платы за компенсирование вреда, причиненного средствами передвижения при движении по трассам всеобщего употребления федерального значения, не приводит к образованию дохода, установленного п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ (Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2015 N 03-03-06/73836).Поименованные оператору денежные средства до начала движения не признаются расходом (п. 14 ст. 270 НК РФ).
Затраты в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого трассам всеобщего употребления федерального значения средствами передвижения, имеющими разрешенную большую массу свыше 12 тысячь киллограм, напрямую гл. 25 НК РФ не предусмотрены.
Такие затраты для целей налогообложения прибыли могут в том в составе иных затрат, связанных с производством и (либо) реализацией, на базе пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в случае соотношения их параметрам, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть экономически обоснованны и документарно обоснованы.
Согласно точки зрения Министерства финансов Российской Федерации, документарным обоснованием служит отчётность оператора, в котором указан маршрут средства передвижения с привязкой ко времени (дате) начала и завершения движения средства передвижения и первичные учетные документы, сделанные самим плательщиком налогов, удостоверяющие применение данного средства передвижения на подобающем маршруте (Письма от 28.12.2015 N 03-03-06/1/76740, от 11.01.2016 N 03-03-РЗ/64). Одновременно с этим, в случае если оператор не предоставляет отчётность, согласно нашей точке зрения, в качестве документарного обоснования затрат могут выступать выписка по лицевому счету владельца средства передвижения, произведённого регистрацию в реестре средств передвижения системы взимания платы. В данной консультации исходим из предположения, что затраты в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого трассам средствами передвижения, отвечают параметрам, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Плата за компенсирование вреда, причиненного средствами передвижения при движении по дорогам всеобщего употребления федерального значения, является неукоснительным платежом, который признается в расходах на дату его начисления (т.е. в том отчетном (налоговом) сроке, в котором выполнялся проезд) (п. 1, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Содержание операций |
Дебет |
Заём |
Сумма, рублей. |
Первичный документ |
Принято на забалансовый счет бортовое устройство |
001 (013) |
|
2000 |
Акт приемки-передачи устройства в пользование |
Отражено перечисление денежных средств оператору в счет платы за компенсирование вреда дорогам |
76 |
51 |
50 000 |
Выписка банка по банковскому счёту |
Платеж в счет возмещения вреда трассам включен в состав затрат по простым видам деятельности |
20 (23, 25 и др.) |
76 |
1131,68 |
Отчётность оператора (Выписка по лицевому счету владельца средства передвижения) |
<*> Движение средств передвижения, имеющих разрешенную массу свыше 12 тысячь киллограм, по дорогам всеобщего употребления федерального значения без введения платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам , воспрещено (пп. 2 п. 1 ст. 29 Закона N 257-ФЗ). За несоблюдение притязаний законодательства о введении платы в счет возмещения вреда, причиняемого трассам , хозяин (владелец) средства передвижения может быть привлечён к ответственности по административному законодательству на базе ст. 12.21.3 Кодекса РФ об нарушениях административного законодательства.
Данный запрет не распространяется на платные трассы , платные участки дорог (п. 5 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ). Помимо этого, от платы освобождаются средства передвижения, поименованные в п. 7 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ.
<**> Под разрешенной большой массой средства передвижения предполагается масса снаряженного средства передвижения в килограммах с грузом, шофёром и пассажирами, указанная в документе средства передвижения (свидетельстве о регистрации средства передвижения) в качестве по-максимуму допустимой или в одобрении типа средства передвижения либо в свидетельстве о безопасности конструкции средства передвижения (п. 3 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).
А.В.Илюшечкин
Консультационно-аналитический центр по бухучёту и налогообложению
Источник материала - СПС Консультант Плюс.Консультационно-аналитический центр по бухучёту и налогообложению
это полезная информация, актуально сегодня разъяснять перевозчикам как работать в новых условиях. хотя глядя на то сколько их на трассах предполагаю большинство уже давно разобралось )
ОтветитьУдалить